<< Предыдушая Следующая >>

ДРЕВНИЕ ХОЛИСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ

Целостный подход к человеку разрабатывался в мировой философии и медицине с древности. Эти знания при совре менном их прочтении расширяют и углубляют научную концепцию о мире и человеке, способствуют ее развитию, до полняют системное предсташіение о человеке.

Древнеиндийская система представляет человека как голограмму Космоса (человек как Микрокосм по отношению к Макрокосму, т.е. окружающему миру). Структура его включает семь тел, состоящих из тех же видов материи, что и окружающее пространство. Согласно этому учению, мир со-

38

І стоит из материи разной степени плотности. Вещественные 5 и информационно-энергетические компоненты в частицах

• этих видов материй находятся в разных соотношениях: чем f_ больше удельная доля вещественного, тем грубее, плотнее

-;• материя, и наоборот. Человек состоит из таких же видов ма-І терии, и за счет этого по резонансу может контактировать с : соответствующими мирами. По степени плотности материи « тела человека представляют собой следующий ряд: физичес-. кое (самое плотное), эфирное (праническое, или энергетическое), астральное (эмоциональное), ментальное, или мыслительное (делится на "ум конкретный" — Кама манас, или "ум желаний", и высший, абстрактный — просто Манас). Далее следует тело Мудрости—Любви—Интуиции (Буддхи) и Истинное Я (Атем) в отличие от ложного Эго. Последнее представляет собой Личность, с которой человек идентифицирует себя в обычной жизни, но которая по сути своей является набором одежд, инструментарием, с помощью которого истинное Я проявляет себя в человеке и получает опыт жизни. После смерти четыре низших тела разрушаются. Манас, Буддхи и Атем являются духовной триадой человека, его вечным началом и изображаются треугольником вершиной вверх. Низшие четыре тела изображаются квадратом. Смысл жизни человека — в эволюции его сознания, поэтому тела, составляющие квадрат, соединены с духовной триадой нитью сознания, жизни — Антахкараной ("серебряная нить").

Каждое тело, согласно древнеиндийским воззрениям, имеет свой энергетический центр —чакрам (чакру). Пять низших чакр представляют собой так называемый сенсориум, так как на соответствующих им уровнях познание происходит с помощью органов чувств. Шестая чакра (Аджна) является интегратором и отвечает за шестое чувство (интуицию). Последовательно осваивая энергии чакр, человек осваивает питаемые ими тела и тем самым расширяет и возвышает свое сознание.

Последней чакре (Сахасраре) соответствует целостное состояние сознания — Нирвана.

Лучше всего чакры просматриваются в эфирном теле — в виде вихревых образований на передней стороне позвоночника. Там же через чакры, связывая их по вертикали, проходят три основных энергетических канала (нади). Начинаются они в первой чакре, возле копчика, где "спит" жизненная сила в виде змеи Кундалини, и выходят за пределы организма через ноздри, а центральный канал — через большой родничок. Выделены также ручные и ножные энергетические каналы, наряду с огромным количеством более мелких.

39

Таким образом, энергетическая структура человека, которой в индуистской системе придается огромное значение, представлена в виде цветка в эфирном теле: стебель (три канала, идущих вдоль позвоночника с чакрами), корни и листья (ножные и ручные каналы) и венчик, в виде которого энергия растекается над головой (так называемый тысячеле-пестковый лотос). Работая с энергетической структурой, можно ускорять свою эволюцию, управлять процессами жизнедеятельности, укреплять здоровье.

С функционированием чакр связаны информационно-энергетические потоки, называемые пятью пранами, которые имеют отношение к формированию и функционированию физического тела.

В древнеиндийском трактате о жизни "Аюрведе" человек и его болезни рассматриваются согласно теории пяти первоэлементов (эфир, воздух, огонь, вода, земля), теории трех дош, или трех принципов, составляющих тело (вата, питта, капха), и триады жизни — тело, ум и духовное сознание. Пять первоэлементов являются носителями разных качеств. Сочетание этих элементов лежит в основе формирования трех дош, а сочетание последних определяет его физическую конституцию. Психическая конституция определяется тремя качествами, тремя ментальными энергиями (раджас — движение, тамас — инерция и саттва — гармония). Все аюрведи-ческое оздоровление стремится к уравновешиванию телесных и психических свойств. Равновесие это устанавливается через успокоение психики и гармонизацию дош. Последние начинают действовать на "стыке" сознания и тела, где мысль обретает материальную форму, и поэтому через них можно наладить диалог сознания и тела.

Сушествует три основных типа конституции человека в зависимости от того, какая доша доминирует. Установление типа конституции помогает выбрать правильный режим жизни, диету, физические нагрузки, меры профилактики болезней.

Таким образом, древнеиндийские представления о человеке характеризуются холистическим подходом, восприятием человека как целостного в самом себе и единого с Миром. Они самым тесным образом перекликаются с современными научными взглядами. Эта прекрасно разработанная система с высокой эффективностью используется и в настоящее время и вызывает к себе все больший интерес медиков благодаря своим естественным ненасильственным принципам.

Второй ветвью знаний о человеке и его здоровье, эффек-

40

тивно используемой в современной медицине, является древнекитайская система. Это учение можно рассматривать как прообраз системного подхода к человеку, но разработанного на другой основе. В нем представлены не только структурно-функциональные аспекты организма, но и множественные связи между элементами, делающие человека единым целым. Интересно, что в характере этих связей (активизация, угнетение, торможение, противоугнетение) просматривается аналогия с современным представлением о механизмах самоорганизации биосистем.

Философской основой древнекитайского учения о человеке и его здоровье является представление о двух мировых началах — инь и ян, пяти первоэлементах (У-СИН — пять начал) и жизненной энергии — энергии Чи. Инь и ян являются противоположными принципами, которые в то же время взаимосвязаны, взаимообусловлены и способны трансформироваться друг в друга. Вся жизнь есть отражение этих взаимопереходов. Пять первоэлементов (дерево, огонь, вода, металл, земля), в качестве "начала" для которых считается "воздух" или "животворное дыхание", следует рассматривать как символы, категории, аналоги стихий окружающего мира. Первоэлементы находятся в постоянном движении, они имеют различные свойства, но зависят друг от друга и тесным образом связаны, поддерживая относительный баланс. Функционально системы и органы человеческого организма относятся к различным первоэлементам, кроме того, они разделены по принципу инь и ян. Между ними существуют множественные взаимные влияния, обусловленные потоками энергии Чи.

Энергия Чи (прана) является одной из материальных основ функционирования организма, и все изменения в органах и системах являются следствием движения и изменения Чи. Она считается равнодействующей всех биоэнергетических процессов в организме. Она бывает врожденной и приобретенной. Источник приобретенной Чи — дыхание и питание.

Чи подвергается изменениям в организме, бывает разного качества. Ее можно наращивать и гармонизировать и за счет этого управлять своим здоровьем.

Энергия Чи циркулирует по инь- и ян-каналам и колла-тералям (система цзин-ло), имеющим на коже точки связи с внешней средой — биоактивные точки. Эти точки (как и каналы) не имеют морфологического субстрата (хотя обычно располагаются возле нервных окончаний или в сосудистой зоне), характеризуются рядом физических параметров,

41

в частности снижением электросопротивления. Через систему покровов происходит интенсивный обмен энергией между организмом и внешней средой. По состоянию биоактивных точек можно судить о функции внутренних органов (диагностика) и через эти же точки возможно целенаправленное воздействие на организм (лечение). Система цзин-ло, наряду с нейрогормонально-иммунной регуляцией, обеспечивает адаптацию организма к среде. Физическую природу этой системы следует искать в природе энергий. Очевидно, она является китайским вариантом разработки индийского учения о нади. Биоактивные точки не являются жестко постоянными по своей величине и активности, количество их также может меняться, в частности, снижаться под влиянием неблагоприятных факторов (например, ионизирующей радиации).

Система У-СИН, наряду с чисто соматическими, демонстрирует также психосоматические взаимосвязи. С преимущественным накоплением энергии в том или ином первоэлементе (и, следовательно, в соответствующих ему органах) связаны определенные эмоциональные состояния. Так, дереву соответствует гнев, огню — радость, воде — страх и т.д. Таким образом, древнекитайской философско-медицин-ской системе присущ целостный подход к человеку, включающий телесный и психический аспекты. И в этом источник интереса к ней со стороны современной медицины.

Для славянской традиции также характерен холистический подход к человеку. Жизнь человека при этом (символом ее является крест) представляется в ней как завершенный динамический цикл, за которым следует продолжение (точка над крестом).

Таким образом, из проведенного обзора следует, что принцип холизма, пришедший к нам из древности, является самым удовлетворяющим подходом к пониманию феномена человека. Аналогом его в современной науке является системный подход.

<< Предыдушая Следующая >>
= Перейти к содержанию учебника =
Информация, релевантная "ДРЕВНИЕ ХОЛИСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ"
  1. Лекция 3 ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ С ПОЗИЦИЙ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА
    ЧЕЛОВЕК КАК СИСТЕМА Объектом изучения в санологии является человек здоровый и находящийся в "третьем состоянии", предметом изучения — его здоровье. Чтобы исследовать здоровье, необходимо понять феномен человека, принципы его организации. Но этого понимания до последнего времени не могла дать медицинская наука, ориентированная на исследование преимущественно физического тела. В древности
  2. ЗДОРОВЬЕ И ЕГО МЕХАНИЗМЫ С ПОЗИЦИЙ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА
    Чтобы понять систему, следует рассматривать как внутренние, так и внешние аспекты ее функционирования. Последнее предполагает выход из системы, ответ на вопрос, для чего она существует, и оценку ее деятельности в масштабе большего порядка. Для человека — это окружающая среда, в которой он выполняет свои биологические и социальные функции. 42 Внутреннее состояние человека может быть
  3. Лекция 10 ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЕМ
    Интегративный, или системный, подход, принятый в настоящее время в науке, имеет древнюю философскую основу — принцип холизма (целостности). Новейшие открытия в области науки, прежде всего квантовой физики, расширили масштаб научных системных представлений о мире и человеке и приблизили нас к пониманию человека как Микрокосма по отношению к Макрокосму. Из представления о человеке как открытой
  4. РОЛЬ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ В СОХРАНЕНИИ И ВОССТАНОВЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ
    Согласно иерархическому принципу, заложенному в структуре человека, интегрирующим элементом, гармонизирующим, определяющим режим функционирования всей "пирамиды Maslow" как целостного, является ее вершина. Вершина — носитель высших информационных аспектов в системе, высшие уровни сознания, которые в современной науке принято называть сверхсознанием, а в общекультурном диапазоне — духовной сферой.
  5. Социально-политическая идеология фашизма и национал-социализма.
    Фашизм относится к числу идеологий солидаристского типа, зародившихся на рубеже Х1Х-ХХ вв. В то же время фашизм явно выделяется из этого ряда. Сложность изучения фашизма к тому же усугубляется отличием раннего фашистского движения начала XX в. и политической стратегии фашистских режимов 1930-1940-х гг. Ранний фашизм в организационном отношении представлял собой достаточно пестрый конгломерат
  6. Предпосылки формирования международно-правовой системы современного типа.
    Система современного международного права имеет глубокие исторические корни. В отличие от дипломатических обычаев и «обычаев войны», известных еще с древнейших времен, идея международного права («права народов») изначально была тесно связана с представлением о естественной правосубъектности личности и договорном характере любого человеческого сообщества. «Отцом» концепции международного права
  7. Возникновение рабовладельческого строя.
    Рабство есть первая в истории и самая грубая форма эксплуатации. Оно существовало в прошлом почти у всех народов. Переход от пернобытно-общинного строя к рабовладельческому впервые в истории человечества произошёл в странах древнего Востока. Рабовладельческий способ производства господствовал в Месопотамии (Шумерийское государство, Вавилония, Ассирия и другие), в Египте, Индии и Китае уже в
  8. Производственные отношения рабовладельческого строя. Положение рабов.
    Производственные отношения рабовладельческого общества были основаны на том, что собственностью рабовладельцев были не только средства производства, но и работники производства — рабы. Раб считался вещью, он находился в полном и безраздельном распоряжении владельца. Рабов не только эксплуатировали — их продавали, покупали, как скот, и даже безнаказанно убивали. Если в период патриархального
  9. Восстания крепостных крестьян. Буржуазные революции. Гибель феодального строя.
    Борьба крестьянства против феодалов-помещиков происходила на протяжении всей эпохи феодализма, но особой остроты она достигла к концу этой эпохи. Франция в XIV веке была охвачена крестьянской войной, которая вошла в историю под названием «Жакерия». Нарождающаяся буржуазия городов на первых порах поддержала это движение, но в решительный момент отошла от него. В Англии в конце XIV века
  10. Экономические воззрения эпохи феодализма
    В экономических взглядах феодальной эпохи нашёл своё отражение господствовавший в то время строй общественных отношений. В феодальном обществе вся умственная жизнь находилась под контролем духовенства и протекала в религиозно-схоластической форме. Поэтому рассуждения о хозяйственной жизни того времени составляли особые разделы в богословских трактатах. Экономические и другие воззрения эпохи
Портал "Все Учебники" © 2014
info@vse-uchebniki.com